Сайт магаданских радиолюбителей
Экспедиции
Новая версия сайта | Инфо | Экспедиции | КВ и УКВ | Космос | О нас | Наш край | Коллекция | Контакты | Форум

Статья публиковалась на сайте rw3va.qrz.ru

http://rw3va.qrz.ru/articles/r0k.html

8 ноября 2007 года от нас ушел суздальский радиолюбитель, известный северный радист Вениамин Павлович Павлов (Wen)
RX3VJ ex UL7QJ, UV1PB, UL7LX, 4J0IAP, UA0IAP/1, UA0IAP/3, UA0IAP/4, UA0IAP/6, UA0IAP/9, RX3VJ/0.

Chief: UL7KAA, UK0IAA, UZ0IWP, UK0IAA/U0T, R0K, 4L0X, RW0I, RM0I.
Vise Chief: EK0AKR, UE3VSM.
Выполняя данное ему обещание, публикуем его статью, посвященную замалчиванию или искажению обстоятельств, сопровождавших экспедицию R0K на место гибели теплохода "Челюскин" в 1984 году. При жизни Вениамин так и не смог добиться публикации ни в одном издании.

И вновь о "неизвестной радиоэкспедиции" R0K.

Вениамин Павлов - RX3VJ (SK) ex UA0IAP

UA0IAPВ журнале "КВ и УКВ" №2 за 2003 год была помещена статья В. Шиневского RZ6AU "Неизвестная экспедиция", в которой он, в духе Дж. Лондона, изложил свою байку о радиоэкспедиции на место гибели "Челюскина" R0K. Прочитав ее, я задохнулся от кучи домыслов и откровенной лжи, но достучаться до редакции журнала тогда, в 2003 году, не удалось, как не удалось и позже. Но явная ложь должна быть выведена на белый свет, когда бы она ни родилась.

Начнем же по-порядку. Экспедиция R0K действительно оказалась неизвестной радиолюбительскому миру, хотя она и не заслуживает забвения. Важнее выяснить ряд сопровождавших ее внешне необъяснимых обстоятельств.

По тексту статьи Шиневский "...попив с Андрюхой водки, улетел обратно...", но приземлился он именно в Магадане и пришел ко мне. Красочно рассказав про самолеты, пароходы, Сенкевичей и тому подобное, сам предложил мне возглавить экспедицию. Я же, ошеломленный количеством запрягаемой техники и авторитетов - отказался. Это была поздняя осень 1983 года. Но уже в январе 1984 года вокруг экспедиции начали происходить нежелательные события.

Я, вопреки сообщению Шиневского в статье, никогда не был членом коммунистической партии, но благодаря проявленной им "прыти", познакомиться с ее руководящими представителями пришлось очень близко. Похоже, наш "экспедиционер" заварил такую кашу, что она больно ударила по первому секретарю обкома КПСС Магаданской области т. Молькову Николаю Ивановичу, получившему чувствительный пинок за увлечения, не свойственные его статусу. Как мне рассказал пригласивший к себе председатель Магаданского обкома ДОСААФ Шмелев Василий Васильевич, в ЦК КПСС оказались очень недовольны Н.И. Шмелевым, не знающим великих людей своей области и невнимательным к их нуждам. Взбешенный Мальков, не понявший, в чем тут дело, обратился в соответствующие структуры за разъяснением, кто такой Шиневский и чего он стоит. Так что не в Певеке освободили Шиневского от руководства экспедицией, как он пишет в своей статье, а гораздо раньше и в более высоких инстанциях, просто запретив ему выход в нейтральные воды. Мне же настойчиво предложили возглавить дело, пообещав всяческую помощь и от обкома КПСС и от обкома ДОСААФ. А вот про фонд в 40 000 рублей, так никто больше и не узнал. Где он оказался? Нам бы хоть его сотую часть, когда не было денег на оплату солярки и нечем было заправлять вездеходы ГАЗ-71. Похоже, Валера здесь привирает. Зачем?

В общем, 3 февраля 1984 года я, Валера Архиреев UA0IBA и Коля Петров UA0-138-131, прилетели в Певек. Ребята везли с собой аппаратуру на 144 МГц. В Певеке мы с Божинским Володей - заместителем командира Чаунского летного авиаотряда, пошли в райком КПСС. Там нам дали помощника от партии, причем немного поспорили о Шиневском. Я объяснил, что идея проведения экспедиции - его, вся аппаратура - его и никто, кроме него с ней не справится. Так что, если не участвует Шиневский, то нет и экспедиции, а она "стоит на контроле в ЦК КПСС". Подействовало безотказно, и ему определили место руководителя по технике. Именно с этого момента Шиневский самоустранился вместе с 40 тысячами и информацией по экспедиции больше не владел. Об этом свидетельствует и куча мелких неточностей, приведенных в статье.

Врачом экспедиции был не Сергей Фролов, о чем я, кстати, очень жалел и пытался исправить положение, но тот еще до моего прилета в Певек был отправлен в Анадырь. С нами же поехал Гена Осин, поменявший путевку в Сочи на ледовый лагерь. И это именно он "недурно играл на гитаре и пел туристские песни", а не Фролов.

"Спецпозывные" в ледовом лагере имели только трое:

  • R0DOC - Гена Есин;
  • R0KOMISAR - Володя Божинский;
  • R0KOT - дизелист-вездеходчик Кот Василий Иванович, от макушки до пят жгуче-рыжий, такой же, как и его домашний кот, тоже Василий Иванович.
  • Второй дизелист был просто Егоркин.

    Числа 5-6 февраля я с пограничниками проехал на вездеходе ГАЗ-71 по льду на поиски места для ледового лагеря экспедиции. Проехав дальше за мыс Шеллагского, мы увидели чистую воду. Это было там, где в прошлом, 1983 году, давило пароходы. Мы повернули в сторону острова Айон и, приблизительно в координатах 71N 171E, нашли хорошую, большую паковую льдину, толщиной более 8 метров.

    На 10 февраля был назначен выход. К этому времени уже все было готово. Я и несколько членов команды сидели в кабинете у Володи Божинского, работало Всесоюзное радио. Вдруг, в последних известиях диктор объявляет о том, что группа магаданских радиолюбителей организовала экспедицию в честь 50-летия челюскинской эпопеи и их санно-тракторный поезд движется по льду Восточно-Сибирского моря. В это время буквально влетает Володя Божинский и в смятении орет, что экспедиция отменяется, что умер Андропов. Я вскочил, и в его же темпе проорал, что мы уже движемся по льду моря - сообщили по Всесоюзному радио. Он тут же убежал. Все примолкли. Ситуация - хуже некуда, никто ничего не объясняет, под окном до утра колотят три готовых к пути вездехода. Почти через сутки, утром 11 февраля, состоялось построение команды и техники. Что бы ни писал Шиневский, не было ни простых, не фото-кино журналистов. Да и вездеходы, хотя и вышли, но далеко не с полными баками, как мы уже знаем, заправить их было не на что.

    Братцы! обращаюсь я к Сушковым и прочим, когда собираетесь печатать такой серьезный материал, обратите хотя бы внимание на то, что у автора нет ни одной экспедиционной фотографии, ни одного свидетельства, подтверждающего его умозаключения. Все приведенные в статье фотографии, кроме фото самого Шиневского за рабочим местом, которое я дал ему сам, сделаны в поселке мыса Шмидта, в том числе и любимица всего поселка ручная медведица Машка, и лежащий на боку вертолет с авиационной свалки. Ну а фото QSL это макет созданный при подготовке к экспедиции. В начальном варианте планировалось работать позывным RAEM50, но не получили разрешения. Зато позвонил ответственный секретарь ФРС СССР Николай Валентинович Казанский и говорит - "Ребята! Мы вам придумали еще лучше позывной "Россия-0-Кренкель, R0K", с чем все тут же и согласились.

    Дальше пошло еще интереснее. Так как дорога в ледовый лагерь составляет 4 часа для вездеходов и 6 с половиной часов для тракторов, колонной они идти не могут, да и заправка у них далеко не полная. Пришлось принять решение на грани авантюры. Я решил отправить часть команды на вездеходах с заданием поставить КАПШ (круглая арктическая палатка Шапошникова) и ждать подхода основной группы. Это было более чем серьезно: на льду было -50С и ветер 18 м/сек, и без обогрева 4 часа люди не выдержат. Пришлось, как на фронте вызвать добровольцев на три шага вперед. А строй молчит. Подумалось - все, не быть походу. И тут, понимая, на что идут, выходят из строя Жора UA0KAK и Валера UA0KAD, за ними Гена Есин R0DOC и Володя Божинский R0KOMISAR. Как только они ушли на лед, двинулся санно-тракторный поезд. Так что, вопреки мнению Шиневского, оборудование и технику везли трактора, а не вездеходы. Ну а вездеходы, шедшие на последних каплях солярки, мы уже встретили у поселка Янраннай после выхода из торосов. Проведя караван через самый сложный участок, через торосы, я оставил его на Мишу Халтурника RA0KCO, а сам на своем маленьком ГАЗ-47 во все его слабенькие силенки рванул к ребятам. Кстати, Шиневский пишет о какой-то "изматывающей дороге", по которой он "лихо прыгал по застругам и торосам". Странно, я летел на вездеходе и не видел ни кочки, он же ехал на тракторе и его страшно мотало. К тому же, еще при поездке с пограничниками отметил изумительную штуку - снег настолько был спрессован морозами и ветрами, что не проваливался под техникой. Траки только царапали лед по всей дороге, до самого выхода на землю. Как бы то ни было, чуть больше, чем за два часа я был у ребят. Они поставили КАПШ и лежали на ворохе кукулей и в кукулях (спальниках из оленьей шкуры). Причем, было видно, что губы у них движутся не очень проворно. Быстро перетащили героев в вездеход, влили по кружке спирта и тогда они сразу заговорили все и очень громко.

    UA0IAP Когда подошла основная группа, мы начали оборудовать лагерь. Никаких "спутников", как пишет наш Дж. Лондон, не стояло, каждый занимался своим делом. Кто ставил КАПШи, кто ДЭС-30, кто заводил авиационную мотопечь, с которой пришлось провозиться очень долго. Была и еще одна беда - быстро тухли шахтерские лампы, и это постоянно сбивало рабочий ритм. Наконец мы сообразили, в чем дело, спрятали, мгновенно замерзающие на таком морозе аккумуляторы под шубы, и все нормализовалось.

    Ближе к утру, мы все же завели мотопечку, стали греть ДЭС-ку, провода были раскинуты, все КАПШи установлены. Включили вторую нагревалку, вставили в две КАПШи по огромной трубе и быстренько организовали "ташкент".

    И только сейчас все упали, кто, где стоял, и мгновенно уснули. Остались бодрствовать двое - я и комиссар. Перед тем, как уйти спать, Володя сказал, что МП-шку выключать нельзя, так как некоторые ребята не успели от усталости залезть в спальники и могут поморозиться. Затем, показав мне, где и что крутить в случае необходимости, он уснул. Я же, для того, чтобы не последовать мгновенно его примеру, держал руки над МП. Как обжегся, так и проснулся.

    Сколько это продолжалось - не знаю, но в один из просыпов увидел, что температура на датчике МП стала расти. Вот тут то я проснулся совсем, стал убавлять, а она все растет. Пришлось выключить МП-шку совсем. В это время, как из парной, вываливаются R0KOT и R0KOMISAR, спавшие около трубы, и отправляют спать и меня.

    UA0IAPНастал новый день. "...Утром выволокли антенный такелаж..." по-Шиневскому, это не про нас. Антенны были из биметалла, на таком морозе крошились, как стекло. Самого Шиневского на улице не было, он в это время сидел в ШЕКе со своей аппаратурой. И он не знает, что не покрывались на глазах руки инеем, как пишет, на руках были верблюжьи перчатки, хотя терпения хватало минут на пять, затем бежали в балок, где в предбаннике стояла 5-киловатная печка. Вот на ней то ребята и отогревали руки, поднося их для начала почти вплотную к поверхности.

    UA0IAP

    Повторюсь, но никаких "...последних сил..." и "...борьбы за выживание..." не было, все были заняты и спокойно выполняли свою работу. Даже тот факт, что на ближайшее время в лагере стали дефицитом дощечки от ящиков из-под масла, на которых Валера Архиреев UA0IBA с помощью разноцветных ручек рисовал прекрасные картины из нашей ледовой жизни, говорит о настроениях в коллективе.

    UA0IAPПосле подъема флага мы отправили все трактора со льда, оставив только мой вездеход ГАЗ-47. К этому времени заработала вся аппаратура, были распределены смены, все как бы "устаканилось". А вот на второй день действительно было ЧП. Правда, не "...глубокой ночью...", ясным днем. Все, что пишет Шиневский об этих событиях, мягко говоря, неправда. Ни днем, ни ночью МП-шка не работала, она включалась только перед подъемом и отбоем. К тому же 5-ти киловаттная печка стояла не там, где ее хотел бы сейчас поставить Шиневский, а в тамбуре. Вот ее то и выключили, спровоцировав бросок. Пять киловатт выключили, а два киловатта в эфире, вот ДЭС-ка и пошла в разнос. Если бы мы все спали, по-Шиневскому, то при такой работе ДЭС все спокойно бы ушли под лед. Но, слава Богу, был день, все были на улице, а R0KOT - Василий Иванович находился в ДЭС-ке и вовремя ее вырубил. Да и никакого дознания не проводилось, потому что в ШЕКе всегда двое - дежурный оператор и Шиневский, который там жил.

    UA0IAP UA0IAP UA0IAP UA0IAP

    Наступил третий день. Утром захожу в балок, встречает наш гидролог Володя Ходченков UA0-139-23: "Командир! Маятник качнулся, правда, в это время Жора (UA0KAK) мимо проходил, или он качнул, или нас оторвало!". Замечу, что накануне действительно дул сильный южный ветер, а жители Певека знают, что такое "южак". Мы с Божинским пошли в обход лагеря и, действительно, метрах в 200-х обнаружив трещину, прошли по ней и пришли к балку причем от последнего она проходила метрах в 40 - 50-ти. Божинский, проехав по трещине, через час доложил, что трещина круговая и нас действительно откололо. UA0IAP

    Паники не было, так как у нас была постоянная ведомственная связь, а для всех организационных вопросов стояла "Ангара", правда нигде, кроме как в духовке на кухне она не работала. Дали на землю радиограмму о том, что нас откололо, и чтобы готовили на всякий случай технику. Льдина была большая, старая и быстрого изменения ситуации не предвиделось.

    После этого Валерия Григорьевича, однако, думаю, от страха понесло, и попытался он совершить переворот, на что ему ребята быстро объяснили, что он не Пиночет и что в таком месте и в таких условиях гадостями заниматься не следует.

    Была дорога домой, был банкет у Шиневского. Но говорили на нем ребята не о Пиночете, а о том, что они думают о хозяине банкета. А сзади стояла жена, стучала его по голове и говорила, чтобы Валера внимательно слушал и что она сама говорит ему то же всю жизнь, а он не видит и не слышит.

    Действительно, эта экспедиция была не рядовой. Действительно, Шиневский затеял великое дело, но так бездарно и бестолково, что многим в ходе ее подготовки и осуществления было плохо. Ну а дальше было забвение. Как-то, будучи в Москве, попросил узнать о причинах у знакомого министра (магаданца). И с удивлением узнал, что решение о запрещении всяческой информации об этой экспедиции принял т. Израэл. На вопрос, причем тут гидрометеослужба, ответа я так и не получил. На этом все наши попытки узнать что-то закончились.

    Вениамин (Wen) Павлов RX3VJ

    © Владимир Акминский, 2007.


    После опубликования статьи мною было получено письмо В. Шиневского. Публикуется без купюр.

    Владимир, ГД.

    Я прочитал опубликованную Вами "...статью, посвященную замалчиванию или искажению обстоятельств, сопровождавших экспедицию R0K..." by RX3VJ.

    Вы поставили меня в очень неловкое положение.

    Да, несмотря на нашу предыдущую дружбу, мы с Веней разошлись после этой экспедиции, потому что, ее организовал я, и руководил ею на льду я, и вообще IAP не провел НИ ОДНОЙ связи этим позывным, чему достаточно авторитетных свидетелей (Юрий Лобачев UA0KCL-RL3DZ, Михаил Халатурник UA0KCO, Михаил Хоменко UA0KDH и другие).

    Веня приехал в Певек на все готовое и пользуясь близостью к областному начальству, попытался перетянуть одеяло на себя, что и вызвало соответствующее отношение к нему со стороны чукотских радиолюбителей. На льду он занимался палатками и кухней и, кроме комиссара Божинского, врача Есина (действительно, фамилию врача я спутал – но и статью я писал спустя 18 лет…) и дизелистов, практически ни с кем не общался.

    Писанина о "домашней медведице Машке и вертолете с авиационной свалки" - это просто чушь. Я сидел в этом вертолете (борт №25728) 4 мая 1980, когда из-за ошибки в пилотировании (командир Эдик Барташевич) мы рухнули с 12-метровой высоты в снег, и потом, когда удалось выбраться, сделал около 20 снимков разбитой машины. А "домашний" медведь был на Шмидте около трех дней и у кого хватило смелости, сфотографировались с ним. Его застрелили менты из-за пьяного придурка - прапорщика, которому мишка ободрал ухо при попытке фамильярного поведения. Об этом случае писал «Труд» весной 81 или 82 года.

    Я прожил в этих местах 10 лет, месяцами работал в совершенно экстремальной обстановке на морском льду, в тундре, в горах, и читать бред, типа "...Валерия Григорьевича, однако, думаю, от страха понесло..." мне неприятно. Тем более, слава Богу, живы люди, которые могут вспомнить, как все было на самом деле. Некоторые моменты мы с Веней вспоминаем по разному, но это непринципиально.

    Владимир, если бы Вениамин был жив, я не поленился бы собрать ребят – участников экспедиции, и приехать в Суздаль, чтобы прочистить ему память. Но его нет. Я с уважением относился к UA0IAP как радиолюбителю. Он был активным человеком и провел достаточно интересные мероприятия в нашем хобби. Поэтому не считаю себя вправе сейчас, когда его не стало, публично выступать с какими-то опровержениями его воспоминаний.

    Однако с Вашей стороны публиковать чье бы то ни было мнение, задевающее достоинство другого человека, без соответствующей проверки фактов, на мой взгляд, некорректно.

    С уважением,
    Валерий Шиневский
    RZ6AU/3, UA0KAV, UA0KK
    R0K-84, US0SU-89, R0K-05 etc

    Ответ на письмо RZ6AU.

    Уважаемый Валерий!

    Я понимаю Вашу озабоченность появлением посмертной статьи Вениамина, которая явно не вписывается в Ваше понимание той, давней ситуации. Однако решение о публикации принималось не только по просьбе IAP, но и после ознакомления с его перепиской с участниками событий (видимо не со всеми). Должен сказать, что после публикации мною получено несколько писем от полярных радистов, членов и руководителей клуба "Арктика", в которых высказывается диаметрально противоположенная Вашей точка зрения на события. Это говорит о том, что ситуация вокруг R0K явно неочевидная.

    Я не судья, и принимать решение о правоте какой-либо из сторон не могу. Учитывая Ваш комментарий, я помещаю его на сайте вместе со статьей Павлова. Я думаю, что в конце концов победит правда, ну а точки зрения могут и различаться.

    73! Владимир


    RØI - http://magadan.qrz.ru