Остров Спафарьева — остров в северо-западной части Охотского моря, располагающийся при входе в Тауйскую губу. Представляет собой два горных массива, соединенных низким галечным перешейком длиной более 1 км. Возвышается на 575 м (гора Командора Беринга). Площадь 32 км, из них северный массив 22 км, южный — 10 км. Отделён проливом Лихачёва от побережья материка (полуостров Хмитневского). На северной оконечности острова — мыс Рябоконь, на южной — мыс Кактина. На берегу бухты Беринга - населённый пункт Остров Спафарьева. Назван в честь Леонтия Васильевича Спафарьева (1765-1845), русского морского офицера, гидрографа.
Растительность острова характеризуется преобладанием низкорослых кустарников (особенно стелющегося ольховника, стланика), кустарничков, сообществ горных тундр и лугов. В северной части встречаются заросли крупных кустарников — кедрового стланика, ольховника. Деревьев нет.
На галечном перешейке, соединяющем две части о-ва Спафарьева, расположены два рыбоперерабатывающих завода, действовавших до 1993 года, а также метеостанция и маяк ВМФ.
Административно относится к Ольскому району Магаданской области
http://dic.academic.ru
Часть 1-я. 1990 г. UA0IBB & UW0IW.
ОСТРОВ словно магнит притягивает, хотя не прошло и года как я, думая, что навсегда, распрощался с ним. А разве могло быть иначе? ОСТРОВ которому отдано семь лет жизни, проведены лучшие молодые годы. ОСТРОВ: - «где все мое, родное» не отпускал.
А тут еще Юрик – Юрий Анатольевич Балабанов (UA0IBB), постоянно сыпет «соль на рану» со своей IOTA программой, говоря: «Вы – же там только CW работали, а основная масса «Иотовцев» SSB-бишники, одним словом надо – ехать!»
И действительно, «Вы» т.е. мы - это Барташевич Сергей Владимирович (UA0IA) и я Ковалевский Юрий Викторович (тогда UA0IBW) работая активно в эфире с острова Спафарьева с августа 1985 года, работали в основном телеграфом. Лишь изредка подключаясь на круглые столы Магаданских радиолюбителей телефоном на 80-ке.
Возможность исправить ситуацию, т.е. представить остров Спафарьева в SSB представилась в сентябре 1990 года. Я на работе взял «отпуск за свой сечет», на неделю. Юрий Балабанов (UA0IBB), будучи в то время начальником RZ0IWA ехал исполнять свои прямые обязанности, и во времени был не ограничен. Походный комплект аппаратуры был подготовлен, со времени нашей предыдущей экспедиции (см. «Как мы осваивали 25-ю зону ITU – 1990 год», r0i.qrz.ru).
Сергей Барташевич (UA0IA), который в то время продолжал жить и работать на острове, приглашая нас на остров, обещал организовать транспорт и размещение, но в силу служебных обстоятельств его (остров) временно покинул. По этому, вопросы транспорта и размещение пришлось решать самим.
Сложность заключается в том, что на остров можно добраться только ведомственным транспортом: вертолетом или морским транспортом. Пришлось искать «старых» знакомых и нашлись такие «добрые люди» которые меня за прошедший год еще не забыли: «Подобрали, обогрели, …». А если серьезно, то директор и заведующая хозяйством рыбозавода «Спафарьева», филиала Охотского колхоза «Вострецова» помогли с транспортом, с размещением на острове и что самое главное «уладили» вопрос с нашим питанием в рыбозаводской столовой. Тем самым избавив нас от необходимости везти с собой запас продуктов и тратить драгоценное время на приготовление пищи.
Нам была выделена комната в общежитии, где мы разместились сами и оборудовали рабочее место, состоящее из трансивера Kenwood TS-140 и усилителя на 3-х ГУ-50. В короткое время была собрана антенна TA-33 фирмы Mosley и установлена на мачту от радиорелейной станции РРС-1. После подъема антенна вознеслась – «аж» на 7 метров, над уровнем моря.
Фото 1.1. UW0IW (ex UA0IBW) за сборкой антенны TA-33 фирмы Mosley. Фото 1990 г.
Прохождение было великолепным и мы с Юрием c «головой окунулись в эфир». После первого CQ и краткого «анонса» эфир взорвался стеной зовущих нас станций, в основном с Европейской части материка. Сразу же начали поступать предложения принять участие в IOTA, Арктическом и других Net-ах. Наиболее активно интересовались нашей экспедицией радиолюбители Италии и Западной Германии, с ними и было проведено максимальное количество радиосвязей. Поочередно меняя друг друга мы с Юрием (UA0IBB) не заметили как наступило утро.
А на утро «грянул гром». Соседи по общежитию, где мы разместились, пошли с жалобой на нас к руководству рыбозавода. Де сказать, что мы всю ночь созывали «Всех» и «ругались не известными даже им словами». После не продолжительного объяснения с дирекцией завода и доказательств им, что мы не являемся «иностранными шпионами», нам было указано на дверь. То есть предложено переселиться в стоящее в отдалении пустующее помещение, что нас только обрадовало.
Быстро собрав аппаратуру и сняв антенну, мы при активной помощи «жалобщиков» переселились в отведенные нам «апартаменты». Новое место позиции оказалось даже удобнее, так как позволяло установить антенну на конек крыши. Тем самым поднять ее на оптимальную высоту. И что самое главное можно спокойно работать, ни кому не мешая.
Фото 1.2. Места расположения радиостанции: 1 – первоначальное размещение радиостанции; 2 – второе место размещения радиостанции.
Используя опыт предыдущей экспедиции (см. «Как мы осваивали 25-ю зону ITU – 1990 год», r0i.qrz.ru) в плане распорядка работы и отдыха мы целиком «отдались предоставления» о. Спафарьефа на радиолюбительских диапазонах. Но на второй день пребывания на острове и вторую ночь работы в эфире, нашу «идиллию» опять нарушили. На этот раз, внезапно начавшийся среди ночи шторм. Порывами ветра на антенне TA-33 фирмы Mosley, «развернуло» элементы вокруг бума; директор в - одну, вибратор – в другую, а рефлектор – в третью стороны от горизонтальной плоскости. Антенна потеряла работоспособность – нас просто перестали слышать. Пришлось среди ночи, на ветру опускать антенну, выравнивать положение элементов и снова поднимать. И все это при свете фонарика, опять повторюсь на ветру, и на коньке крыши. Сейчас, когда пишутся эти строки у меня волосы на голове «встают дыбом», - какой «экстрим» был! После восстановления антенны работа в эфире продолжилась, а с началом рассвета закончился и шторм.
Дальнейшая работа в эфире проходила в спокойной обстановке, без поломок и «катаклизмов». Днем работали на «Штаты», а на ночь антенну поворачивали на Европу, и с каждой минутой в аппаратном журнале появлялась запись об очередной связи. Появилось даже время для обзора кипы журналов QST принадлежавших С.В. Барташевичу (UA0IA). Но к концу экспедиции все острее вставал вопрос как, же будем добираться домой, учитывая сложности с транспортом.
И здесь нам (особенно мне) несказанно «повезло». Внезапно прилетел «левый» - зелененький вертолет МИ-2. Почему «повезло» и почему «левый», об этом по ходу повествования. А вначале наша задача была упросить летчиков взять нас с собой на «большую землю». После не продолжительных переговоров они согласились взять одного человека с небольшим количеством вещей. Так как я мог опоздать с выходом на основную работу, то первым было решено отправить меня.
И вот все формальности улажены, взлетаем. Сразу же обращаю внимание на странности в процессе взлета и дальнейшего полета. А за семь лет жизни на острове – налетал не один десяток часов. И действительно. Лишь оторвались от земли, пошли чуть, не цепляя крыши сооружений. Над морем шли на бреющем, казалось протяни руку и зачерпнешь воду в ладонь. Перелетаем пролив Лихачева. Внезапно перед вертолетом вырастает стена скал, метров этак - 200. Резкий подъем – вжимает в сиденье. Переваливаем через хребет и резко вниз – «мягкое место» отрывается от сиденья, ощущение невесомости. Ныряем вниз и по распадкам «мечемся» цепляя верхушки лиственниц. Наконец выскакиваем на равнину Монтыклеского залива и здесь внезапно (для меня) приземляемся возле сторожки (избушки) сено-косчиков. Мне говорят: «Вылезь, покури, минут 20, а мы слетаем сено-косчиков забреем с охоты. Можешь чайку попить в избушке. Погрейся в термальном источнике. На обратном пути заберем». Улетели. Делать нечего. Курю. Жду. А комары нашли себе новую жертву – «свежее мясо». Спасенья от них нет.
Рядом с избушкой стоит ванна метра два на два. И в нее льется горячая вода из трубы уходящей в землю. Термальный источник, вода целебная. Говорят, помогает при желудочных, кожных и сам господь знает каких еще заболеваниях. Выход напрашивается сам собой. Раздеваюсь и залезаю в ванну, поглубже натянув шапочку на голову. Курю. Отмахиваясь веточкой от комарья. Минут 20, превратились в добрых четыре часа. В голову лезут всевозможные «дурные» мысли. До ближайшего населенного пункта «верст» полста с «хвостиком», по – прямой. «Хвостик» этот - по непроходимой тайге, болотам, перевалам автоматически превратятся добрую сотню. Еще реку Тауй попробуй преодолеть вплавь, там и останешься. Это не материк – Колыма.
В ванной находиться больше двадцати минут нельзя. Вылезаю и иду пить чай. Комары снова атакуют. Быстренько попив чаю, снова в ванну. И так «восемь раз». Наконец-то раздается долгожданное, несмотря на страхи, ранее перенесенные в полете, радующие душу стрекотание вертолета.
Со словами: «Извини, задержались. Залезай» - взываем в воздух. «Американские горки» продолжаются. Немного освоившись, задаю летчикам пару вопросов:
- А почему вы так низко летаете?
- Да, мы отлет не брали!
- А где вас так мастерски летать научили?
На этот вопрос мне не ответили. Но когда мы прилетели, я заметил у одного из летчиков, на кителе, под расстегнутой летной курткой боевые награды, а где их давали в то время.…Спасибо Вам ребята и удачи!
Меня высадили на правом берегу речки Яна. Недалеко от паромной переправы. Паромная переправа к тому времени уже закрылась и чтобы попасть на Магаданскую сторону речки, придется пол-суток слоняться по берегу, дожидаясь очередного парома. А дело к ночи и предстоит ночевать на берегу реки, а ночи в сентябре холодные, да и места не Ташкент.
Мне в очередной раз «везет». Через пару часов к берегу причаливает моторная лодка. «Мужик, дашь на бутылку? Перевезу на ту сторону» - обращается ко мне изрядно поддатый «паромщик». После всех приключений уходящего дня, что для меня прокатиться на моторке с таким «паромщиком». «Ударили по рукам» и я, через десять минут оказываюсь на левом берегу речки Яна на автобусной остановке представляющей из себя бетонный «пятак» 10 на 10 метров со шлагбаумом на въезде. Правда автобус на Магадан будет только завтра и где то ближе к обеду. Но самое главное, от сюда «прямая» дорога до Магадана и после ночлега на бетонных плитах, я завтра после посадки в автобус, всего через каких-то шесть часов тряски в автобусе буду дома.
Фото 1.3.
Фото 1.4.
Написано в марте 2011 г. Магадан
|